Постоянная краеведческая экспозиция: от концепции до застройки

«Города по имени Находка». Экспозиция об истории места в музее Находки. 2015–2018 гг.
Экспозиция построена в основном на прямой речи. Она создавалась совместно с городскими сообществами, как точка сборки коллективной памяти и коллективного будущего.

Вместо хронологического принципа экспозиция структурирована вокруг шести тем, определяющих жизнь на территории во все эпохи. Для каждой темы найдено свое решение и жанр.

Экспозиция сделала возможным включение музея Находки в число номинатов премии «Европейский музей года 2019» (EMYA-2019).

Фотографии кликабельны, в аннотациях – дополнительная информация. В конце этой страницы – подробности о концепции экспозиции.
Находка находится на восточном побережье Тихого океана. Это положение определило особенности ее истории, которая немного похожа на историю Дикого Запада. Поселения возникали здесь несколько раз. В Средневековье в этих местах появилось несколько крепостей империи чжурчжэней, позже уничтоженных монголами. В 19-м веке до Находки добрались русские крестьяне, ищущие лучшей доли. С 1930 до 1950-х гг. здесь был большой транзитный лагерь для заключенных, отправляемых на Колыму. В 1950-е началось строительство портов и города в обычном смысле этого слова. И опять на берегах бухты появились искатели лучшей жизни со всей страны – комсомольские добровольцы. Таким образом, хотя город обладает долгой историей, городское сообщество осознает себя его строителями. Чтобы подчеркнуть этот факт, мы приняли принципиальное решение, что все сюжеты в экспозиции будут переданы через прямую речь людей. В экспозиции использованы материалы интервью, взятых сотрудниками музея , тексты писем, воспоминаний, протоколы допросов, цитаты из хроник и т.д.

Стало понятно, что почти каждое поколение в Находке проживало один и тот же цикл событий: долгая дорога откуда-то из далека; приезд, освоение на новом месте и строительство – как правило, с нуля; испытания, связанные с положение города вблизи сразу нескольких границ, и т.д. В ходе серии встреч с городским сообществом и экспертами мы выявили шесть тем, наиболее важных для этого цикла. Каждая из тем стала основой для одного из залов экспозиции. Таким образом, «Города по имени Находка» - это шесть портретов города, сделанных с разных ракурсов. Каждому ракурсу соответствует особый «модус жизни», который воспроизводился в городе в разные эпохи - со своими нюансами, но без нарушения магистрального сценария. Основной задачей проектирования было описать эти типические сценарии жизни и превратить их в сценарии разделов экспозиции.

«Город, зовущий в путь» - это рассказ о причинах, заставлявших людей в разное время ехать сюда, и о трудностях этой дороги. Среди этих причин: военный поход, поиск лучшей жизни, принудительное переселение. Здесь мы показываем самое главное (в физическом и ментальном смысле), что люди брали с собой в дорогу.

«Город моря и сопок» посвящен экологической проблематике. Это интерактивная цифровая 3D диорама, которая показывает, как по-разному, начиная со средних веков и до наших дней, люди осмысляли местный пейзаж и мифологизировали его.

«Город первостроителей» рассказывает о труде. Это огромная инсталляция из инструментов всех эпох, с каждым из них связана личная история, документ или графический материал.

«Огороженный город» - это рассказ о войне с внутренним и внешним врагом и о ролях, которые война заставляет играть людей: солдат, пленник, заключенный, надзиратель и «тот, кто ждет ушедших». Этот раздел об Испытании, он организован как лабиринт, на входе в который герои рассказывают, как они уходили на войну или в лагерь, а на выходе - о том, как и с чем им удалось вернуться. Нам удалось включить в этот раздел довольно много прямой речи, прошедших через сталинские лагеря - это письма, воспоминания и даже рисунки заключенных, среди которых был, например, известный японский художник Ясуо Кадзуки.

«Город для жизни» - это раздел о главных темах, определявших быт людей. Для каждого из периодов истории мы попытались найти главный принцип и передать его через игру. Например, в разделе о чжурчжэнях посетитель может с помощью гадания посмотреть, какие варианты судьбы были у живших в то время. Рассказ о 1990-х, когда жители страны с плановой экономикой неожиданно оказались брошены в стихию рынка, построен как игра в монополию, где на равных действуют большие заводы и частные предприятия жителей – от киоска до рэкета.

Основой для раздела «Город-проект» стал сайт, агрегирующий собранные сотрудниками музея инициативы жителей по изменению городской среды. Жители могут дополнять его. Сейчас он станет основной для работы Центра социальных инноваций в Находке, создаваемого в рамках программы фонда Владимира Потанина. Также в этом разделе проводят временные выставки и акции, посвященные важным вопросам развития города.


Made on
Tilda